УНИВЕРСИТЕТ АРИСТОТЕЛЯ В САЛОНИКАХ

Университет имени Аристотеля в Салониках1 — является самым крупным академическим учреждением как в самой Греции, так и на Балканах, действующим в Салониках. Основан в 1925 году по рекомендации тогдашнего премьер-министра Александроса Папанастасиу2 во время Второй Греческой республики3 и первоначально назывался Университет в Салониках. Переименован в 1954 году.
Университет был назван в честь философа Аристотеля4, в то время как знак университета отражает образ святого Димитрия Солунского5, который является покровителем города Салоники.
Университетский городок6 расположен недалеко от центра города Салоники. Его территория составляет около 230 тыс. м². Университет насчитывает около 12 факультетов. Большинство факультетов находится на территории Университетского городка, расположенного в центральной части города. Другие факультеты и лаборатории размещены как в черте города, так и за его пределами.
В настоящее время в нём обучается 95 тыс. студентов, в том числе 86 тыс. в бакалавриате, 9 тыс. учится в аспирантуре. Кроме того, преподавательский и научно-исследовательский состав насчитывает 2248 человек, включая 716 профессоров, 506 адъюнкт-профессоров, 576 доцентов, и 450 лекторов.
Основным языком обучения является новогреческий, в то же самое время в университете действует немало факультетов для иностранных студентов, на которых преподавание осуществляется на английском, французском и немецком языках.

ИСТОРИЯ ΑΠΘ

Как уже было сказано выше, ΑΠΘ был основан в 1925 во время премьерства Александроса Папанастасиу. Это был второй греческих университетов в то время, после Афинского университета, и его создание было законодательно закреплено Законом № 3341/14-6-25.
По словам Элефтериоса Венизелоса7, сразу после окончания Первой мировой войны8, согласно планам тогдашнего правительства, второй университет должен был быть построен в Смирне9, а место третьему университету отводилось в Салониках. Однако, Смирна не было частью Греции в это время и эти планы окончательно провалились после итогов Второй греко-турецкой войны в Малой Азии10. Тем не менее, в 1924 Александрос Папанастасиу решил основать университет в Северной Греции, чтобы повысить местную экономику и культуру.
В хронологическом развитии университета, который был переименован, как было уже сказано выше, в Университет Аристотеля в Салониках в 1954 году, можно разделить на три этапа, каждый из которых охватывает период примерно в двадцать пять лет.
На первом этапе своего развития11 упор был сделан на тех основных школах, которые были в целом приняты в качестве составляющих одного учебного института, а именно: факультет философии, факультет физики и математики, факультет права и экономики, факультета богословия и медицинского факультета12. В конце первого этапа развития, в 1950 году был основан факультет ветеринарной медицины, который был тогда единственным факультет ветеринарной медицины в Греции и оставался таковым в течение многих лет. После этого периода, некоторые из вышеупомянутых факультетах были расширены за счет интеграции других кафедр и факультетов. Так например, департаменты фармацевтики и стоматологии, которые были основаны в 1955 и 1959 годах13, в те годы и они входили в состав медицинского факультета. Кроме того, факультет философии был расширен за счет интеграции Института Иностранных Языков14.
На втором этапе15 главным центром развития стал инженерный факультет, также известный как политехнический факультет. Сначала этот факультет делают, как самостоятельный институт также называют политехнический или технический университет.
Таким образом, за первые пятьдесят лет его работы Университета Аристотеля состоял из двух отдельных институтов, которые действовали самостоятельно. Впоследствии эти два вуза, были объединены. Различные школы на инженерном факультете была основаны в следующем порядке:

  • Школа гражданского строительства16;

  • Школа архитектуры17;

  • Школа инженерной геодезии18;

  • Школа машиностроения и электротехники19

  • Школа химической технологии20;

  • Школа математики, физики и вычислительной наук21

  • и, наконец, школа городского регионального планирования и развития22.

Наконец, на третьем этапе его развития23, новые школы и департаменты были объедены воедино с вышеупомянутой инженерной школой. Кроме того, университет приобрел небольшое количество органов, которые работали в прошлом в качестве независимых институтов высшего образования. В течение этого периода также появляется факультет изящного искусства вместе со всеми, входящими в его состав школами24. Помимо этого, школа журналистики и СМИ, а также школа физического воспитания и спорта наук были выделены в качестве независимых школ. В целом, третий этап развития Университета имени Аристотеля характеризуется не только созданием новых факультетов, школ и ведомств, но и многие другие крупные изменения в структуре самого университета. Эти изменения включают в себя понижение некоторых факультетов в статусе до уровня школы или департаментов и обновления других. Сегодня, Университет Аристотеля включает в себя 12 факультетов, 37 школ и многие другие структуры и подразделения25, что делает его самым крупным университетом в Греции и Юго-Восточной Европы по количеству сотрудников, студентов, аспирантов и другим аспектам.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Высшее образование в Греции — привелегия государства. Согласно Конституции Греции, частные высшие учебные заведения официально в стране запрещены, но многие из них действуют, как не аккредитованные государством учебные центры26. Есть и такие частные учебные заведения, которые действуют в сотрудничестве с зарубежными вузами на правах их филиалов или представительств, и дают образование, признаваемое в странах, где расположены университеты.
Университет имени Аристотеля является одним из государственных университетов Греции, и поэтому он является юридическим лицом со всей полнотой самоуправления. Он в первую очередь финансируется государством и функционирует под руководством греческого Министерства национального образования и культуры. Другие финансовые источники вуза состоят из пожертвований от частных лиц, а также благодаря участию в различных европейских научно-исследовательских программах и прибыли, полученной посредством управления университетом своими активами. Важно отметить, что это один из немногих вузов Европы, который не взимает платы со студентов за обучение.
Администрация университета состоит преимущественно из коллективных органов, которые принимают решения в рамках, предусмотренных греческим законодательством и уставом университета. Основная цель администрации заключается в обеспечении надлежащего функционирования университета и преследования в интересах научного сообщества в целом.

Иерархия

В Греции структура образования несколько отличается среднеевропейского или, скажем, российского. Так, в частности, каждый университет или иной вуз образует иерархии, как показано на схеме.
Каждое высшее учебное заведение состоит из факультетов, которые охватывают в общей сложности несколько смежных дисциплин таким образом, что он обеспечивает их взаимодействие, необходимое, как для научного процесса, так и их координации, необходимых для исследований и обучения.
Аналогичным образом, факультеты делятся на школы. Школа — основные академические единицы, охватывающие определённую предметную отрасль научной дисциплины.
Школы подразделяются на департаменты. Каждый департамент координирует преподавание части предметной области школы, которая соответствует конкретной области научной дисциплины.
Наконец, лаборатории, аудитории и клиники — малые академические единицы, которые принадлежат департаменту, школу или факультету, и покрывают часть той или иной предметной области дисциплины.

Административные органы

Сенат университета

Самый высший административный орган — Сенат университета. Он состоит из следующих участников27:

  • Ректор и три вице-ректора28.

  • Деканы различных факультетов.

  • Председатели различных Школ.

  • Представители адъюнкт-профессоров, старших преподавателей и лекторов.

  • Представители специального лабораторного преподавательского состава и административного штата.

  • Представители от студентов и аспирантов каждого факультета.

Совет ректоров

Вторым административным органом является совет ректора29, в которую входят ректор, три вице-ректора30, один из представителей студентов и по одному представителю от административного персонала. Каждый член Совета ректора избирается каждые 3 года.

Ректор

Ректор является президентом университетского Сената и главным представителем вуза в различных национальных органах и международных организациях. Кроме того, он отвечает за разработку общей стратегии развития университета и реализации решений, принятых Сенатом и Советом ректоров. И ректора, и три его заместителя избираются каждые три года на общеуниверситетских выборах, где все преподаватели, сотрудники и студенты имеют право голоса. Каждый вице-ректор различен по своим административным обязанностям, среди которых: управление персоналом, финансовое планирования и развитие, академические вопросы.

Факультет, школа и департамент

У каждого факультета, школы и департамент есть свой собственный административный орган, участники которого демократически избраны на основе коллективных процессов. Более того, решения об академических, финансовых и административных вопросах в пределах одного департамента принимаются только на его Генеральной Ассамблее, которая состоит из преподавателей и представителей студенчества. Процесс принятия того или иного решения весьма часто влечёт создание тех или иных специальных комитетов.
Помимо «парламента» того или иного факультета, школы и департамента31, к его административным органам также относятся:

  • на факультете — Совет декана32 и, собственно, декан;

  • в школе — Исполнительный комитет и Председатель или Президент школы;

  • в департаменте — глава этого департамента.

Персонал

Университетский штат разделен на пять главных категорий:

1. Преподавательский состав и Научно-исследовательский персонал. Штат в этой категории по большей части занимается обучением и научно-исследовательскую деятельность, проводимую в университете. Она включает в себя преподавателей, адъюнкт-профессоров, старших преподавателей и лекторов. Эти четыре уровня были установлены в соответствии с законом 1268/1982, и чтобы продвинуться к более высокому уровню, нужно иметь существенные показатели преподавательской и научно-исследовательской работы.
2. Научно-преподавательский состав. Эта категория состоит из прежних преподавателей и научных сотрудников. Их главная роль должна сотрудничать с Преподавательским составом и Научно-исследовательским персоналом, дабы помочь им в их работе.
3. Специальный Лабораторный Преподавательский состав. Члены этой категории управляют университетскими лабораториями, и они проводят специальную практическую и лабораторную обучающую работу.
4. Специальный Технический Лабораторный Штат. Они ответственны за хранение лабораторного оборудования в хорошем состоянии и модернизируют и/или утилизируют его всякий раз, когда оно приходит в негодность. Они также оказывают определенные технические лабораторные действия и помощь при лабораторном обучении.
5. Административный Штат. Эта категория включает всех служащих, работающих в административных должностях.
Воспитательная и преподавательская работа также лицами, которые не принадлежат к числу сотрудников университета, таких как профессора из вне и других ученых, которые пригласили преподавать те или иные специальные курсы и/или дисциплины.

Факультеты и школы

Университет включает 12 факультетов, включающих в себя, в общей сложности, 37 школ33, в их числе:

  • Факультет теологии

    • Школа Богословия

    • Школа пастырской и социальной теологии

  • Факультет философии

    • Филологический факультет

    • Школа истории и археологии

    • Школа философии и педагогики34

    • Школа психологии

    • Школа английского языка и литературы

    • Школа французского языка и литературы

    • Школа немецкому языку и литературе

    • Школа итальянского языка и литературы

  • Факультет наук

    • Факультет математики

    • Факультет физики

    • Факультет химии

    • Факультет биологии

    • Школа геологии

    • Факультет компьютерных наук

  • Юридический факультет, экономических и политических наук

    • Юридический факультет

    • Факультет экономики

    • Школа политических наук

  • Факультет сельского хозяйства

  • Факультет лесного хозяйства и окружающей природной среды

  • Факультет ветеринарной медицины

  • Медицинский факультет35

  • Стоматологический факультет

  • Инженерный факультет36

    • Школа гражданского строительства

    • Школа архитектуры

    • Школа Сельскохозяйственной и инженерной геодезии

    • Школа машиностроения

    • Школа электротехники и вычислительной техники

    • Школа химических технологий

    • Факультет математических, физических и вычислительных дисциплин

    • Школа городского регионального планирования и развития науки37

  • Факультет изящных искусств

    • Школа изобразительного и прикладного искусства

    • Школа музыковедения

    • Школа драмы

    • Школа кинематография

    • Педагогический факультет

    • Школа образования

    • Школа дошкольного образования

  • Независимые школы

    • Фармацевтическая школа

    • Школа физического воспитания и спортивных дисциплин

    • Школа физического воспитания и спортивных дисциплин38

    • Школа журналистики и Средства массовой информации

Университетские единицы

Сам кампус ΑΠΘ охватывает площадь порядка 230 км239 и расположен недалеко от центра города Салоники. Большинство университетских единиц находится внутри кампуса, но есть и такие различные учреждения, лаборатории и объекты университета, которые расположены за пределами кампуса40. Ниже приведены некоторые из наиболее важных структур Университета Аристотеля:

Библиотечная система

Университетская библиотека была основана в 1927 году и состоит из двух основных подразделений: Центральная библиотека, которая разместилась в отдельном здании в центре университетского городка и ведомственных библиотек, каждая из которых принадлежит факультетам, школам и/или департаментам университета. Эти две структуры составляют единую университетскую библиотечная система, где собрано более чем 800 тыс. книг и 300 тыс. томов периодических изданий может быть найдено. Библиотека подписана также почти на 3500 различных периодических изданий со всего мира.
В Центральной Библиотеке есть два читальных зала: один предназначен для студентов, второй — для научно-преподавательского состава. Студенческий читальный зал имеет способность вмещать приблизительно до 1300 студентов. Им может пользоваться любой студент даже тот, который приносит и читает свои собственные книги.
Каждый факультет университета имеет свои собственные ведомственные библиотеки, где студенты могут найти книги, периодические издания и информацию, касающуюся конкретных вопросов, по тем отраслям знаний, которые являются предметом обучения на этом факультете. У каждой ведомственной библиотеки есть читальный зал, рабочие часы которого определены согласно потребностям студентов факультета или школы.
Библиотека Университета имени Аристотеля в Салониках на сегодняшний день является второй по величине библиотекой в Греции, после Национальной библиотеки в Афинах, а также крупнейшей библиотекой в Северной Греции. С 1976 года библиотека стала членом МФБА41, членство в которой позволяет ей предоставлять и заимствовать книги из библиотек во всем мире.

Университетская больница

Университетская больница города Салоники «АХЕПА»42 является второй по величине больницей в Салониках после больницы имени Гиппократа и одной из крупнейших в Греции. Сотрудничает с ΑΠΘ и расположена в студенческом городке в центре города.
АХЕПА была создана в 1947 при финансовой поддержке АХЕПА43, греко-американской благотворительной организации США. До тех пор медицинский факультет Университета работал в старых больницах, бывших табачных магазинах и других, не приспособленных для этого, зданиях. Она официально открылась в 1951, во время празднования 25-ой годовщины университета Аристотеля в Салониках. Хотя, де-факто, больница начала свое нормальное функционирование в марте 1953.
Первоначально больница состояла из одного двухэтажного корпуса и имела всего 120 мест в трёх отделениях: хирургии, внутренней медицины44 и амбулатории, а также четыре лаборатории45. Непрерывно увеличивающиеся потребности, не только медицинской школы, но также и Салоников и вообще Македонии наложили свой отпечаток на дальнейшем расширении больницы, но, к сожалению, это привело к ухудшению внешнего её облика.
В 1955 году международная благотворительная организация «Спасите детей!» выделяет пожертвования на строительство в этой больнице педиатрического корпуса с общей вместительностью до 100 коек. В результате был построен новый комфортабельный корпус, снабжённый всем необходимым оборудованием. В этом же корпусе в 1958 году была детская кафедра медицинского факультета университета. В 1967 году было построен ещё один корпус вместительностью 250 коек, тем самым увеличивая общую мощность больницы на 500 коек. Наконец, в 1969 году начинается строительство еще одного корпуса, который официально начала свою деятельность в 1984 году. Там расположились Центр Кардиохирургии и реанимации.
Университет Аристотеля в Салониках в 1987 году отдал на нужды больницы три, тогда ещё недостроенных, здания. Изначально они предназначались для психоневрологического института. В конце 1987 года строительные работы были завершены. В одном из них расположились клиники неврологии и нейрохирургии, отделение интенсивной терапии нейрохирургических больных и другие вспомогательные подразделения, а в двух других — клиника патологической хирургии, психиатрическая клиника, отделение ядерной медицины и пр.
Тогда же он начал свою работу. В 1990 году завершено строительство и оборудован ещё один корпус, в котором поместилось амбулаторно-поликлиническое отделение.
25 декабря 2002 года за больницей АХЕПА законодательно закреплён статус Академического медицинского центра, имеющего в общей сложностью 720 койко-мест и располагающего самым современным лечебно-диагностическим оборудованием, который оказывает самый широкий спектр медицинской помощи, необходимой жителям Салоников и Северной Греции в соответствии с их потребностями46.

Сейсмологическая станция

Сейсмологическая станция университета имени Аристотеля была основана в 1978 году и используется с тех пор для обнаружения и измерения уровня землетрясений, которые происходят время от времени как в самой Греции, так и во всем мире. Она в основном используется исследователями сектора геофизики, который входит в состав департамента геологии из АУФ.
Основной задачей станции является наблюдение за сейсмической активностью в Греции, запись и анализ землетрясений, которые происходят в 24-часовом диапазоне, информируя о положении дел правительство и общественность, когда это необходимо. Это очень важная задача, учитывая тот факт, что Греция является страной с весьма устойчивой сейсмической активностью. Персонал станции состоит в основном из профессоров и специалистов-ученых с большим опытом работы в области сейсмологии.
Одна из главных ролей станции заключается в проведении слушаний для государственных структур и общественности, дабы ознакомить их с таким явлением, как землетрясение и их последствиями. Это позволяет достичь лучшей защиты населения от землетрясения.
Наконец, сейсмологическая станция сотрудничает с множеством других сейсмологических центров, как в самой Греции и Европе, так и по всему миру. Данные этой станции являются источником информации для международных сейсмологических центров относительно сейсмической активности не только в Средиземноморье, но и по всему миру.

Ферма

ΑΠΘ имеет свою ферму, которая покрывает территорию площадью 1,9 км² и расположена в южной части Салоники вблизи городского аэропорта. Это фермерское хозяйство было передано Университету Аристотеля Министерством сельского хозяйства Греции для осуществления исследований и в образовательных нуждах школы. Внутри фермы имеется 21 строение, два из которых используются в течение всего года, как конференц-центры, где проводятся конференции, презентации, лекции и прочие подобные мероприятия. Остальные здания — это, в основном, лаборатории сельскохозяйственного факультета, где проводятся научно-исследовательские работы и осуществляется образовательный процесс. Кроме того, ферма используется научными сотрудниками и студентами школы сельского хозяйства для выращивания экспериментальных сельскохозяйственных культур, выведения породы животных и для производства лабораторных исследований. Ферма управляется Советом директоров, который состоит из трёх профессоров — преподавателей Сельскохозяйственного факультета, одного директора лаборатории и одного представителя от сотрудников, работающих на ферме. Он избирается раз в два года, и ее Президент является деканом факультета сельского хозяйства.

Лесной фонд

Университет имеет в своей собственности лесной фонд, территория которого составляет общую площадь в 88 км². Лесное хозяйство состоит из нескольких лесных массивов, находящихся в разных местах Северной Македонии. Один из них находится в горном массиве Пиндос на высоте около 1100—1200 м над уровнем моря и покрывает около 33 км². Вторая находится в Халкидики на высоте от 300 до 1 200 м над уровнем моря и охватывает около 55 км². Оба эти леса используются факультетом лесного хозяйства и окружающей природной среды в целях проведения научных исследований и обучения студентов. Внутри лесных угодий есть специальные здания, где сотрудники и студенты могут остаться на надолго.

Ботанический сад

Ботанический сад Университета Аристотеля в Салониках расположен в восточной части Греции, в районе населенного пункта Феникс47. Сад был основан и действует по инициативе Лаборатории геоботаники48 тогда ещё Школы лесного хозяйства и окружающей природной среды. Он занимает территорию площадью 62 акров49, приобретенную в 1964 году при содействии ныне покойного профессора Иоаннес Папаиоанну50.
Сегодня эта территория представляет собой сад растущих древесных пород51 как родной греческой флоры, так и несколько экзотических видов, вызывающих интерес для последующего лесонасаждения и эстетически. Всего представлено 111 древесных видов, относящихся к 74 родам растений. Из всего 24 видов голосеменных и покрытосеменных 87. Каждый вид представлен одним или несколькими подвидами.
Основная цель сада является обучение студентов факультета лесного хозяйства и окружающей природной среды. В то же время предлагает возможность посетить и обучить студентов и учащихся из других учебных заведений Северной Македонии, включая школы, колледжи, профессионально-технических учебных заведений и пр.. Кроме того, он вызывает особый интерес у самих греков и иностранцев, интересующихся греческой флорой, концентрация большинства древесных видов растений в саду дает возможность не только для наблюдений и исследований, но и для их дальнейшего разведения.

Школа новогреческого языка

Школа новогреческого языка функционирует под руководством школы философии с 1970 года. Он предлагает курсы современного греческого языка и греческой культуры для иностранных студентов, желающих изучить греческий язык и / или намерены учиться в греческих вузах, а также для лиц приобретающих греческое гражданство. Основная задача школы заключается в ознакомлении студентов с греческой культурой, традициями и обычаями.

Институт современных греческих исследований

Институт современных греческих исследований был создан в 1959 году при поддержке Манолиса Трантафиллидиса52. Институт расположен в здании факультета философии и, де-факто и де-юре, является её департаментом. Его главной целью является развитие науки и продвижение греческого образования и филологии. Эта миссия осуществляется в основном через издание книг, касающихся греческого языка, филологии и литературе. Этим институтом управляет Совет директоров в составе семи человек: шесть из них профессора факультета философии и один из юридического факультета.

Центр византийских исследований

Центр византийской исследований был создан в 1966 году группой профессоров Университета. Ее основной целью является изучение византийской истории, права, культуры и искусства, а также подготовки специалистов по византийским исследованиям. Центр координирует различные научно-исследовательские программы и сотрудничает с многими другими зарубежными и отечественными учреждениями. Кроме того, он часто организует научные совещания и конференции, и издаёт специальный журнал «ΒΥΖΑΝΤΙΝΆ». Центр исследований Византии управляется из пяти членов административного совета.

Студенчество

Правительство Греции, не смотря на все нынешние экономические трудности, обеспечивает множество административных, финансовых и других услуг для студентов, с тем, чтобы содействовать их обучению и становлению в обществе.
Эти услуги включают в себя стипендии, питание и проживание53, здравоохранение, консультации и психологическая поддержка, доступ к Интернет, более низкие тарифы на транспорт и т. д.
Финансовое обеспечение студентов включает бесплатные учебники для всех студентов, а также доступ в университетские библиотеки. Одновременно с тем, государственные гарантии в основном связаны с отсрочкой от военной службы для студентов мужского пола из-за исследований.
Помимо перечисленного, Университет предоставляет информацию и консультации для студентов и аспирантов по поводу их дальнейшему обучению как в Греции, так и за рубежом, а также по вопросам трудоустройства и карьерного роста.

Социальная поддержка

Студентов Университета поддерживает два независимых учреждения: Комитет по социальной политике и Центр консультирования и психологической поддержки.

Комитет по социальной политике

Деятельность Комитета по социальной политике направлена на решение различных проблем студентов, с которыми они могут столкнуться во время обучения в вузе, и тем самым улучшить качество академической жизни, как в университете, так и в студенческом городке. Он был создан университет по инициативе и при содействии Совета ректоров в сентябре 1997 года. С тех пор он оказал свою помощь и поддержку большому количеству студентов.
В частности Комитет:

  • Осуществляет поддержку студентов с особыми потребностями54;

  • Контролирует надлежащее медицинское обслуживание и решает иные проблемы по вопросам здравоохранения;

  • Проводит консультации различных специалистов: психологов, юристов и пр.;

  • Оказывает иную психологическую и социальную поддержку;

  • Организует многочисленные мероприятия и события, связанные с его целями.

Центр консультирования и психологической поддержки

Этот Центр в основном обеспечивает психологическую поддержку и консультации для студентов по различным вопросам, включая:

  • социальную адаптацию в студенческой и академической жизни;

  • проблемы в семье;

  • другие трудности, эмоциональные проблемы и т. д.

Он также организует специальные семинары и на регулярной основе. Их основная цель борьба с стрессами при подготовке к экзамену, в процессе лабораторных занятий и практикумов и многое другое. С помощью этого Центра студенты вполне могут более легко адаптироваться к студенческой жизни и превзойти любые проблемы или трудности.
Все эти услуги предоставляются студентам бесплатно.

Студенческий клуб

Студенческий клуб университета — излюбленное место учащейся молодёжи. Он находится в частном здании, расположенном на восточной стороне кампуса и играет очень важную роль в студенческой жизни. Внутри студенческого клуба находятся ресторан, читальный зал, медицинская служба, бар-закусочная, магазин и парикмахерская. Существует также музыкальный сектор и фотостудия. Во время летних каникул студенческий клуб организует кемпинговый отдых в студенческом лагере на Халкидики.
Помимо досуга, на студенческий клуб возложена обязанность обеспечения питанием и медицинским обслуживанием студентов не только Аристотилевского университета, но и Университета Македонии. Каждый день он обслуживает порядка 15 тыс. человек Надо отметить, что питание для студенческой молодёжи по специальной студенческой карте предоставляется абсолютно бесплатно.
Среди прочих его обязанностей, он также организует театральные, культурные и спортивные мероприятия и поддерживает хоровую и музыкальную студии.

Студенческие общежития

Университету Аристотеля Салоников принадлежит сеть из трёх общежитий для своих студентов, имеющие возможности поселить до 1740 человек. Ими управляет Национальный Молодежный Фонд55. Они включают читальные залы, спортивные объекты, рестораны, кафе и т. д. Два общежития находятся в центре города, один в «40 Εκκλησίες»56 около университетского городка и один в бывшем отеле «Εγνατία»57. Третье общежитие расположено в Каламария58.
В общежитиях постоянно зарезервированы комнаты для студентов с особыми потребностями, такие как члены с низким уровнем доходов или многодетных семей, а также для некоторых иностранных студентов.

Спортивный центр

Университетский спортзал59 расположен на восточной стороне университетского городка, рядом со Студенческим Клубом. Он занимает территорию площадью 220 тыс. м². Он было первоначально основан в 1925, тот же самый год как университет. С тех пор это его юридический статус несколько раз менялся вплоть до 1978, пока он не был, наконец, официально утверждён в его нынешнем положении.
В университетском Спортивном центре есть футбольное поле, баскетбольные площадки и теннисные корты, корты для гандбола и многие другие объекты для занятия спортивными танцами, тяжелой атлетикой, пинг-понгом и много чем ещё. В бассейнах «Националь»60 и «Посейдон»61 проводятся соревнования по водным видам спорта, таких как плавание, водное поло, водная аэробика и синхронное плавание.
Студенты, участвующие в спортивных программах центра, могут принимать участие как во внутренних чемпионатах, организованных спортивным центром, так и в студенческих национальных чемпионатах, ежегодно организуемые спортивным комитетом Высшего образования в Греции. Салоникский университет всегда участвовал в этих национальных чемпионатах и с немалым успехом.

Охрана здоровья

Право на охрану здоровья доступно для всех студентов, аспирантов и докторантов в соответствии с положениями Указа Президента 327/8362, который в соответствии с Конституцией Греции, имеет силу Закона.
Все студенты и аспиранты Университета Аристотеля в Салониках предоставляется медицинская страховка, которая покрывает весь63 спектр бесплатной медицинской помощи, включая госпитализацию и лечение. Это означает, что амбулаторно-поликлиническая помощь, помощь врача на дому, госпитализация и лечение предоставляются бесплатно. Исключение составляет лишь:

  1. Слуховые аппараты;

  2. Основные лекарственные средства64;

  3. Средства, приборы и инструменты индивидуального медицинского ухода;

  4. Дорогостоящие контактные линзы;

  5. Косметика;

  6. Платные посещения медсестёр;

  7. Пластическая хирургия.

Страховка действует на весь период обучения, который в каждой школе индивидуален, плюс половина срока обучения после окончания Университета. То есть, если, скажем, срок обучения по той или иной специальности составляет четыре года, то срок действия медицинской страховки будет равен шести годам. Тоже самое касается и аспирантов.
Каждый студент, который хочет получить бесплатную медицинскую помощь должен обладать своим личным полюсом медицинского страхования, которая выдается и обновляется каждый год того факультета или школы, в которой он учится.

Служба трудоустройства

Служба трудоустройства ΑΠΘ была создана в 1997 году и это функционирует по стандартам подобных офисов в других университетах за во многих других странах мира. Его основной целью является помощь студентам и выпускникам. В основном это предоставление информации о имеющихся у них возможностей, как для продолжения обучения и перехода на рынок труда.. В месте с тем она обеспечивает также информационную поддержку студентов и аспирантов греческих или зарубежных университетов по различным вопросам, включая: доступные стипендии, программы обмена студентами65, о рынке труда в Греции и за рубежом, вакансии и многое другое. Существует также группа специально обученного персонала, которая предоставляет помощь и поддержку для студентов и выпускников в дальнейшей их социальной адаптации, в том числе в принятии ими решений относительно дальнейшего обучения и/или трудоустройства, составления резюме, прохождения собеседования и непосредственно в приеме на работу.
Служба трудоустройства регулярно проводит специальные семинары, на которые приглашает специалистов из различных научных областей читать лекции о своей работе и положении дел на рынке труда. Эти «карьерные» семинары, по всей видимости, очень полезны, поскольку они дают студентам и выпускникам шанс войти в контакт с людьми разных профессий и получать информацию об их опыте и достижениях.
Стоит отметить, что благодаря этой службе ни один выпускник Университета не остался без работы или не удел. С её помощью каждый дипломированный специалист, покидая студенческую скамью, находит непосредственно в самой Греции или за её пределами своё место в жизни, которое соответствует знаниям, приобретенным во время их обучения в АУФе.

Студенческие Союзы

У каждого факультета, школы и департамента любого университета или вуза Греции есть свой Студенческий Союз, и все студенты, учащиеся в этом факультет, имеют право зарегистрироваться как участники этого Союза. Главная цель Студенческого Союза состоит в том, чтобы решить проблемы студентов, которые могут или быть связаны с академической жизнью или иметь общий политический и социальный характер. Кроме того Студенческие Союзы организуют и поддерживают многочисленные мероприятия, такие как политические дебаты, образовательные лекции и семинары, культурные и профессиональные события, конференции, демонстрациии так далее.
Структура Студенческого Союза довольно проста и включает две структуры: Генеральная Ассамблея и Совет Директоров.
Генеральная Ассамблея состоит из всех членов Студенческого Союза. Она проходит на регулярной основе и является единственным органом, принимающим решения. Во время Генеральной Ассамблеи обсуждаются множество различных тем и вопросов, интересующих студентов и принимаются решения после открытого голосования.
Совет директоров гарантирует, что решения Генеральной Ассамблеи, будут реализованы. Кроме того, члены Совета Директоров, среди которых Президент союза, участвуют в различных университетских административных органах. А также выступать как представители греческого студенчества в Европейском Союзе.
Каждый год в начале весны Студенческие выборы проходят по всей стране, в ходе которых студенты голосовать за своих кандидатов.
Все Студенческие Союзы в Греции являются членами единого «Национального Студенческого Союза Греции»66.

Студенческий союз Университета

Студенты всех факультетов Университета Аристотеля в Салониках имеют право зарегистрироваться в качестве членов-участников той или иной студенческой ассоциации, действующие в соответствии с законом и признанными судом юридически правоспособными.
Представители студентов, участвующих в соответствии с применимыми положениями права в коллективных органах Департамента и университета.
Студенческие ассоциации всех подразделений вуза объединены в студенческий союз Университета Аристотеля в Салониках67.
ΦΕΑΠΘ основан в 1960 году для координации студенческого движения, как в самом Университете, так и в студенческой жизни Греции, в целом. Конгресс ΦΕΑΠΘ проходят раз в два года, в котором принимают участие и выборные представители от всех студенческих клубов и ассоциаций Университета Аристотеля. Конгресс оценивает состояние учебной работы, обсуждает политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране, а также решает иные вопросы, запланированные повесткой дня, и представленными студенческими клубами и ассоциациями. Каждая конференция в конце своей работы, избрать 15 членов центрального исполнительного совета, который претворяет в жизнь все решения Конгресса.
ΦΕΑΠΘ осуществляет координацию деятельности студенческих клубов и ассоциаций, занимающихся различными вопросами, а также как сообщество студентов университета принимает участие в университетских комитетах.

Досуг

Помимо всего прочего, в том числе изложенного выше, администрация Университета принесла свои краски в студенческий быт и досуг. Яркими примерами тому являются симфонический оркестр, хор, культурные группы по интересам и многое другое, что могло бы скрасить и разнообразить студенчеству досуг в свободное от лекций и учебников время.

Оркестр

Оркестр был создан в феврале 1999 года, когда стало ясно, что научная жизнь может выйти далеко за пределы курсов, лабораторий, читальных залов, больницы и библиотеки; считалось, что музыка может установить более прямые и живые контакты между членами научного сообщества, и способствовать установлению более тесных связей между научными кругами и жителями города Салоники. Как живой организм, Университет Аристотеля постоянно проводит экстравертивные политику путем внесения разнообразия в различные культурные события города.
В первые четыре месяца с момента его создания, оркестр насчитывал около сорока членов — в основном это были студенты различных школ университета. Однако с тех пор актив оркестра существенно возрос, и интерес студентов к этому музыкальному коллективу продолжает расти. Оркестр представляет различные симфонические и другие классические произведения в сотрудничестве с хором университета. Чаще всего это случается на основные национальные и университетские праздники68. Оркестр давал концерты во многих греческих городах. Более того, он также принимал участие в международных культурных мероприятиях и фестивалях, он не раз был приглашаем различными иностранными культурными учреждениями и организациями.
В настоящее время репертуароркестра включает произведения ранней классической, классической и современной симфонической музыки. Причём, особый упор делается на греческих композиторов, но нередко отводится место и для произведений В. А. Моцарта, Н. Паганини и других всемирно известных авторов.
Финансовая поддержка оркестру осуществляется как за счёт собственных гонораров оркестра, так и при содействии университетской Службы управления недвижимостью.

Хор

Хор университет был основан в 1953 году Иоаннисом Мандакасом направленных на культивирование музыки среди студентов университетов. После смерти своего основателя он был переименован в хор Иоанниса Мандакаса из Университета Аристотеля в Салониках.
На протяжении многих лет, хор был основной частью музыкального отдела Студенческого клуба университета. Позднее он превратился в самостоятельную организацию играющую существенный фактор в проведении различных мероприятий и в музыкальной жизни города, благодаря чему он получил широкое национальное и международное признание.
Хор дает регулярные концерты для общественности города Салоники, он участвует в мероприятиях, организованных Университетом Аристотеля69. Он дает концерты в других греческих городах в сотрудничестве с местными органами, а также участвует в международных музыкальных конкурсах.

Культурные клубы

В ΑΠΘ для студентов различных факультетов и школ, а также для аспирантов, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников созданы и действуют различные клубы по интересам.
Практически на каждом факультете есть своя театральная студия или драматический кружок. Наиболее известными как в самих Салониках, так и в Греции в целом, являются:

  • Театральная группа критского союза студентов в Салониках;

  • Экспериментальная группа художественного выражения «Абсент».

На факультете изящных искусств создана и действует студия изобразительных и прикладных искусств, куда двери открыты не только студентам этого факультета, но и всем остальным желающим.
На базе школы музыковедения того же факультета действуют различные музыкальные группы. Наиболее известными их них в Северной Македонии и в Греции являются:

  • Музыкальная группа «ΝΗΓΜΑ»70;

  • Музыкальная группа «Πολύτροπο»71;

  • Духовно-певческая студия.

На базе школы кинематографии того же факультета, а также в школе политических наук созданы и действуют киностудии.
Кроме того, студентам и аспирантам Университета Аристотеля доступны два шахматных клуба72, группа создателей комиксов Университета и многочисленные другие, всего порядка шестидесяти.

Кемпинг

Университетский лагерь был изначально основан в 1960 году. В настоящее время находится в местечке Посеиди, в Халкидики, в очень красивом живописном месте на берегу моря.
Он открывает свои двери каждый год в летний период для студентов и сотрудников Университета. Лагерь включает в себя ресторан, небольшой продуктовый магазин, бар на пляже, баскетбольные и волейбольные площадки и многие другие спортивные и развлекательные заведения.
За отдых в лагере берётся символическая плата, причём для студентов Университета он абсолютно бесплатен. С посторонних туристов, желающих присоединиться к студенческой молодёжи, взимается плата за проживание и питание.

Студенческая неделя

Это древняя традиция, известная ещё со времён Древней Греции, утраченная в последствии благодаря многим историческим конфузам и событиям73.
Студенческая неделя была возрождена в 1999 году и широко отмечается по всей Греции. Сегодня, вкратце сказать, она представляет собой ряд студенческих мероприятий и выступлений, которые проводится ежегодно в течение 4-5 недель с мая по июнь, а с нынешнего, 2010, года эта неделя также проводится и в ноябре месяце.
Студенческая неделя направлена на содействие студентом в развитии и укреплению занятий в области культуры и политики, поощрение выражения индивидуального и коллективного творчества, и поддержки человеческих отношений и социальной солидарности.
ΑΠΘ в настоящее время имеет, как отмечалось выше, около 60 студенческих групп из всех школ, чьи интересы включают музыку, театр, кино, фотография, танцы, спорт и т. д.
Мероприятия открыты для всех членов академического сообщества и жителей города, и проводятся в самых различных местах Салоников: внутри и за пределами кампуса.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Университет Аристотеля в Салониках выполняет большой объем исследований в различных научных областях. Он находится в постоянном и тесном сотрудничестве с университетами, организациями и исследовательскими центрами как в самой Греции, так и за её пределами. Большое количество факультетов и, в общей сложности, около 250 лабораторий позволяют ученым из Университета Аристотеля в Салониках осуществлять различные исследовательские проекты с большим успехом. В течение последних 12 лет 4500 научно-исследовательских программ были предприняты и реализованы с участием более чем 10 000 членов академического сообщества и несколько внештатных сотрудников.
Исследовательский комитет это университетский орган, который координирует научную и исследовательскую деятельность вуза. Он был создан в целях удовлетворения особых потребностей научно-исследовательской деятельности и управлении, выделение финансовых ресурсов на различные научно-исследовательские программы.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аристотелевский Университет участвует в различных международных организациях, союзов и университетских сетей. К ним, в частности74, относятся:

  • Балканское содружество Университетов75

  • Международная ассоциация университетов76

  • Европейская ассоциация университетов77

  • Европейская ассоциация международного образования78

  • Европейский центр по стратегическому управлению университетами79

  • Сообщество средиземноморских университетов80

  • Всемирная ассоциация по истории ветеринарной медицины81 и т. д.

Эту деятельность Университета координирует специально созданные департаменты международных отношений и европейских образовательных программ.
Они отвечают за развитие, рост, организацию и поддержание хороших отношений с Международным университетским сообществом, различными фондами за рубежом по развитию сотрудничества и взаимодействия между академическим миром и студентам в области преподавания и научных исследований.
Реализация этих целей достигается за счет участия в работе международных организаций, союзов и университетских сетей, заключения и выполнения двусторонних соглашений между Университетом Аристотеля и университетов со всего мира и т п.

РЕЙТИНГИ

Ещё сравнительно недавно ΑΠΘ занимал позиции в сотне лучших мировых вузов. Однако в последние годы эти показатели резко пошли вниз. Как полагают эксперты, связано это прежде всего с экономическим положением Греции. Страна варьирующая на грани дефолта сама по себе не особо привлекательна для иностранных студентов. А уровень образования здесь не при чём.
Тем не менее, Университет Аристотеля в Салониках остаётся одним из самых престижных университетов в Греции.
По данным различных международных организаций, Университет Аристотеля занимает следующие позиции в мире:

Наименование рейтинга

Позици

На русском языке

На английском языке

В Греции

В мире

Академический рейтинг университетов мира

Academic Ranking of World Universities

2

301

Всемирный рейтинг университетов «THES — QS»

«THES — QS» World University Rankings

2

428

Лейден рейтинг европейских университетов

Leiden Ranking Top 100 European Universities

2

9782

Веб-популярность — рейтинг университетов мира «Web-metrics»

Webometrics ~ Web popularity Ranking of World Universities

2

387

ПОЧЁТНЫЕ ДОКТОРА

Почётными докторами Университета Аристотеля в Салониках являются:

  • Гарри Марковиц83

  • Клайв Грейнджер84

  • Одиссей Элитис85

  • Яннис Ритсос86

  • Ксенофонт Золотас87

  • Эрик Хобсбаум88

  • Иаков, архиепископ Америки89

  • Сантьяго Калатрава Вальс90

  • Патриарх Варфоломей I Константинопольский91

  • Роберт Джеймс Горлин92

  • Манолис Глезос93

  • Ричард Л. Хантер94.

ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ

Известные выпускники Университета Аристотеля в Салониках:

  • Манолис Андроникос95;

  • Панайотис Панагиотопулос96;

  • Питер Фицджеральд97;

  • Манолис Триантафиллидис98;

  • Янна Ангелопулу-Даскалаки99;

  • Кристос Яннарас100;

  • Эммануэль Г. Криарас101;

  • Евангелос Венизелос102;

  • Василис Вассиликос103;

  • Вассилиос Никополос104;

  • Василис Ангелопулос105;

  • Кристос Сардзетакис106;

  • Вассилиос Скорис107;

  • Танассис Папаконстаниноу108.

© Ανδρέας Κοράκι
Δανιήλ Αστερίξ
Μαύρος Κόραξ
по материалам официального сайта

© Все права защищены.
При полном или частичном копировании
ссылка на официальный сайт университета
и блог «Ρωσική Ελλάδα»
строго обязательны

1 Греч. Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, аббревиатура ΑΠΘ. Его часто называют Аристотелевский университет.

2 Александрос Папанастиу (греч. Αλέξανδρος Παπαναστασίου; 8 июля 1876 в Триаполи Аркадия — 17 ноября 1936 в Экали, Аттики) — греческий социолог и политический деятель, занимавший пост премьер-министра во времена Второй Греческой республики

3 Вторая Греческая Республика (греч. Βʹ Ελληνική Δημοκρατία) — период истории современной Греции, начавшийся со свержением в 1924 году «коронованной республики» греческих монархов из датской династии Глюксбургов и завершившийся в 1935 годе в результате военного переворота, который восстановил монархию.
Вторая Греческая Республика была провозглашена 25 марта 1924 года после поражения Греции в войне с Турцией в Малой Азии, которая широко критиковалась королевским правительством. Во время своего короткого существования Вторая республика оказалась неустойчивой. Греческое общество оставалось расколотым со времен так называемой Национальной схизмы — противостояние между прореспубликанцамы, сторонниками Элефтериос Венизелос и монархистами, представленными Народной партией, которая отказалась признавать легитимность республики.
Раскол в обществе распространился и на культурные и на социальные вопросы, такие как разногласия по поводу использования греческого языка (вопросы димотики и катаревуса) и даже архитектурных стилей. К этой поляризации в обществе была добавлена дестабилизирующее участие военных в политике, в результате которой произошел ряд переворотов и попыток переворотов.
Экономика находилась в состоянии разрухи после десятилетия войн и не смогла поддержать почти 1,5 миллиона беженцев, которые переселились в Грецию из Анатолии в ходе греко-турецкого обмена населением. Несмотря на усилия реформистского правительства Элефтериоса Венизелоса в 1928—1932 годах, Великая депрессия имела катастрофические последствия для экономики Греции. Победа на выборах Народной партии в 1933 году и два неудачных переворота венизелистов наконец проложили путь к повторному восхождению на престол короля Георга II.

4 Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.основал Лицей (от др.-греч. Λύκειο, или перипатетическую школу) — древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

5 Димитрий Солунский (греч. Άγιος Δημήτριος (дословно: святой, благословенный Димитрий); † 306 год), или Димитрий Фессалоникийский — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 26 октября.

6 Иначе говоря, кампус

7 Элефтериос Кириаку Венизелос, (греч. Ελευθέριος Κυριάκου Βενιζέλος, 23 августа 1864, Крит (тогда — Османская империя) — 18 марта 1936, Париж) — греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год. Взгляды Венизелоса периодически колебались, от либерального республиканизма до консервативного монархизма. Имеются непроверенные данные о членстве в масонской ложе по меньшей мере с 1894 года.

8 Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.
Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War, фр. La Grande guerre), в Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической войной».
Непосредственным поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским студентом Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.
В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Страны-участницы потеряли около 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн были ранены.

9 Смирна (греч. Σμύρνη) — античный город, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. Сегодня развалины города расположены на территории турецкого города Измир.
До последнего времени считалось, что самые старые поселения на территории Смирны датируются 3000 годом до н. э., однако, в 2004 году археологи Измирского университета открыли в местности Ешильова-Хююк поселения времен неолита и халколита, датирующиеся эпохой между 6500 и 4000 г до н. э. К 1500 г до н. э. область попала под влияние Хеттского царства, и в хеттских документах упоминаются названия нескольких местностей близ Измира. Ещё раньше, в III тысячелетии до н. э., возникает поселение, впоследствии известное как «Старая Смирна» — на склонах горы Яманлар, в то время представлявшей собой небольшой полуостров, связанный с материком узким перешейком (современный квартал Байраклы, к северо-западу от позднейшего города). Сохранились развалины Смирнской агоры, на месте которой в XX веке были виноградники винного завода, по этой причине территория не была застроена вплоть до 1960-х гг., до того времени, пока там не начались археологические раскопки.
После нашествий примерно в 1200 году до н. э., уничтоживших в частности Трою VII и Хеттское царство, местность вновь приходит в упадок.

10 Вторая греко-турецкая война 1919—1922 (греч. Μικρασιατική εκστρατεία или греч. Πόλεμος της Μικράς Ασίας (Малоазиатская кампания); тур. Kurtuluş Savaşı Batı Cephesi (Западный фронт в войне за независимость)}). В турецкой историографии это событие называется Западный фронт в Войне за независимость (тур. Kurtuluş Savaşı Batı Cephesi) или Турецко-греческий фронт (тур. Türk-Yunan Cephesi), и считается неотъемлемой частью войны за независимость Турции. Несмотря на первоначальные успехи греческих войск (к лету 1921 года им удалось оккупировать почти весь запад Малой Азии), война закончилась для Греции полным разгромом и греко-турецким обменом населением.

11 Имеется в виду период с 1926 по 1950 годы

12 Тогда последние два имели статус школы

13 Соответственно

14 Преподаются английский, французский, немецкий и итальянский

15 Период с 1951 по 1975 годы

16 Основана в 1955-1956 годах

17 Основана в 1956-1957 годах

18 Основана в 1962-1963 годах

19 Основана в 1972-1973 годах. Впоследствии — в 1976 году — была разделена на две самостоятельные академические единицы: школу машиностроения и школу электротехники и вычислительной техники

20 Основана в 1972-1973 годах

21 Основана в 1982-1983 годах

22 Основана в 2004 году

23 То есть с 1975 года по настоящее время

24 Имеются в виду школы драматургия, кинематография, музыковедение, изобразительное и прикладное искусства

25 То есть, лаборатории, кабинеты, библиотеки, поликлиники, научно-исследовательские центры и т. д.

26 Греч. Κέντρα ή Εργαστήρια Ελευθέρων Σπουδών

27 Или иначе сенаторов

28 В России и ряде других стран эта должность называется проректор

29 В русских вузах и вузах некоторых других странах ему соответствует «ректорат»

30 В русских вузах и вузах некоторых других странах этой должности соответствует «проректор»

31 А Генеральная ассамблея обязательна для каждой из этих структур

32 В русских вузах и вузах в некоторых других странах ему соответствует деканат

33 В Греции эти подразделения в целом принято называть академическими единицами или группами (Ακαδημαϊκή Μονάδα), а вспомогательные структуры (общежития, библиотеки и пр.) — университетскими единицами или группами (Πανεπιστήμιο μονάδα)

34 В отличие от других стран мира в греческих вузах, так сложилось веками, преподавание философии тесно связано с преподаванием педагогики

35 Медицинский факультет тесно связан с работой «АХЕПА» (греч. Νοσοκομείο ΑΧΕΠΑ) — университетской больницы. О ней вкратце остановимся чуть ниже.

36 Этот факультет известен также, как политехнический факультет

37 Эта школа располагается отдельно от университетского комплекса в городе Верия (греч. Βέροια [Veroia], библ. Бeриa). Этот город в расположен Центральной Македонии. Столица нома Иматия (Греция). Находится он у подножья горы Вермион. Это современный город, с богатой историей. Путь до Афин — 509 км, до Салоник — 69 км. В городе расположен футбольный стадион «Верия» и футбольный клуб с таким же названием.

38 Собственно это не самостоятельная школа, а филиал школы физического воспитания и спортивных дисциплин, располагающийся отдельно от кампуса в городе Серре.
Се́рре или Се́ре (греч. Σέρρες, кафаревуса Σέρραι) — город в Греции, в Центральной Македонии. Столица нома Серре. Расположен в 587 км к северу от Афин и в 80 км к востоку от Салоник.

39 Однако, если учесть школы, факультеты и другие подразделения университета, расположенные вне студенческого городка, то территория, принадлежащая Аристотелевскому университету, составит порядка 430 км2

40 Центр византийских исследований, Ветеринарные клиники, фермы университета, лесной фонд и т. д.

41 Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (аббревиатура русск. МФБА; англ. International Federation of Library Associations — аббревиатура англ. IFLA) – неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки и национальные библиотечные организации и информационные службы. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира.
Целью создания МФБА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры.
МФБА обеспечивает всемирному библиотечному сообществу возможность регулярно встречаться для обмена мнениями по широкому кругу вопросов библиотечно-информационного обслуживания, поддерживают сотрудничество с международными объединениями и организациями.
МФБА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 году. В 1971 году в Нидерландах был принят Устав организации. Штаб-квартира Международной Федерации библиотечных ассоциаций учреждений (IFLA) расположен в Королевской библиотеке Нидерландов в Гааге.

42 Греч. Πανεπιστημιακό Γενικό Νοσοκομείο Θεσσαλονίκης «ΑΧΕΠΑ»

43 Греч. ΑΧΕΠΑ; англ. AHEPA. От англ. American Hellenic Educational Progressive Association (русск. Американская греческая Образовательная Прогрессивная Ассоциация) — миссионерская организация, основанная 26 июля 1922 в Атланте, Джорджия. Ее миссия состоит в том, чтобы поддержать греко-американские благотворительные учреждения и сообщества. Более подробно см. здесь.

44 В России — это соответствует терапевтическому отделению

45 Рентгенологии, микробиологическая, биохимическая и патологоанатомическая

46 См. также официальный сайт больницы на греческом и английском.

47Греч. Φοίνικα

48 Ранее это была Лаборатория лесной ботаники

49 Или ≈14 га

50 Греч. Ιωάννη Παπαϊωάννου

51 Имеется в виду деревья и кустарники

52 Манолис Трантафиллидис (греч. Μανόλης Τριανταφυλλίδης; 1883, Афины — 1959, там же) — греческий лингвист и один из основателей Ассоциации образования, боровшейся за чистоту современного демотического греческого языка и возрождение греческого образования. Внёс большой вклад в образовательные программы правительства под руководством и при непосредственном содействии премьер-министра Элефтериоса Венизелоса. Автор книги «Современная грамматика».

53 Для студентов с низким доходом семьи и другими житейскими проблемами

54 Так в Греции и ряде других стран принято называть людей с ограниченными физическими и социальными возможностями. В частности: студентов-инвалидов, студентов из неполных или неблагополучных семей, многодетных или малообеспеченных семей, студентов, оставшихся без попечения родителей и т п.

55 Национальный молодежный фонд (греч. Εθνικό Ίδρυμα Νεότητας) был основан в 1947 году и является юридическим лицом частного права в ведении министерства национального образования и культов.
Его миссия заключается в поддержке школьников и студенческой молодежи, а также разработать ряд культурных, образовательных и социальных мероприятий. Общее количество греческих студентов и и студентов-иностранцев, которым Национальный молодежный фонд помогает и предлагает свои услуги, превышает 10 тыс человек в год. Более подробно см. здесь (греческий и английский).

56 Дословно с греч. «40 церквей»

57 «Игнатий». Находится в Вардарисе (греч. Βαρδάρης) — районе в центре Салоники вокруг одноимённой площади.

58 Греч. Καλαμαριά; район и муниципалитет в Салониках, расположенный в юго-восточной части агломерации города

59 Греч. Πανεπιστημιακό Γυμναστήριο [Panepisti̱miakó Gymnastí̱rio]

60 Греч. Εθνικού

61 Греч. Ποσειδωνίου

62 Ф. К. 117/7-9-83 V-l.

63 Как сами греки — жители этой страны, так и студенты-иностранцы

64 То есть те, что должны быть в каждой домашней аптечке

65 IAESTE, Сократ и др.
Международная ассоциация по обмену студентами для прохождения производственной практики (англ. International Association for the Exchange of Students for Technical Experience, сокращенно — IAESTE) — международная организация, организующая обмен студентами для прохождения производственной практики за рубежом. Штаб-квартира размещена в Люксембурге.
Созданная в 1948 году, IAESTE является независимой, неполитической, неправительственной организацией, которая активно сотрудничает с ЮНЕСКО, и поддерживает тесную связь с ЭКОСОС, ЮНИДО, Международной организацией труда. За 60 лет деятельности ассоциации более 300 тысяч студентов прошло производственную практику за рубежом.
Программа «Сократ» была образована по инициативе Европейской комиссии, её поддержало и в ней приняли участие 31 страна, в том числе Греция. Её главными целями, как заявлено в учредительных документах, является:
1. Укрепление европейского уровня образования на всех направлениях.
2. Развития сотрудничества и доступности всей системы образования.
3. Поощрения инноваций в образовании.
4. Обеспечение равных возможностей во всех сферах образования.
Более подробно программе «Сократ» см. здесь.

66 Аббревиатура греч. ΕΦΕΕ — от греч. Εθνική Φοιτητική Ένωση Ελλάδας

67 Аббревиатура греч. ΦΕΑΠΘ — от греч. Φοιτητική Ένωση Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης

68 26 октября — День основания Университета, Рождество Христово, которое в Греции отмечается одновременно с Католическим миром, 25 марта — День независимости Греции и одновременно с тем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Студенческая неделя и т. д.
Особо отметим, что греки со времён зарождения Христианства были и остаются Православным народом, явившим, в том числе и России, Ортодоксальную веру. Согласно действующей Греческой Конституции, Православие в Греции признано государственной религией. Причиной же того, что Элладская Православная Церковь отмечает основные Православные праздники (Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи, Успение Пресвятой Богородицы и т п.) одновременно с Католическим миром, является то, что она живёт по Новоюлианскому календарю, а не по Юлианскому, как, например, Русская Православная Церковь. Новоюлианский календарь сейчас полностью совпадает с Григорианским.

69 Напр., Студенческая неделя, официальных государственные праздники, различные конференции и т. д.

70 С греч. «Иголки»

71 С греч. дословно «идеальный способ» или «идеальный случай»

72 Один на базе факультета математики, другой — сборный клуб Университета, который нередко участвует в национальных и европейских студенческих шахматных турнирах

73 Например, порабощение Греции Римом, Византийская Греция, Герцогство Афинское, Османское иго и т п.

74 Полный список международных организаций, союзов и университетских сетей, в которых участвует Университет Аристотеля в Салониках см. здесь.

75 Англ. Balkan Universities Network (BUN)

76 Англ. International Association of Universities (ΙΑU)

77 Англ. European Universities Association (EUA)

78 Англ. European Association for International Education (EAIE)

79 Англ. European Centre for Strategic Management of Universities (ESMU)

80 Англ.: Community of Mediterranean Universities (CMU)

81 Англ. World Association for the History of Veterinary Medicine (WAHVM)

82 В этом рейтинге данные только по европейским вузам. Данные за 2008 год и за последние два года не обновлялись

83 Гарри Макс Марковиц (англ. Harry Max Markowitz; род. 24 августа 1927, Чикаго) — выдающийся американский экономист (Калифорнийского университета в Сан-Диего).

84 Сэр Клайв Уильям Джон Грэнджер (англ. Sir Clive William John Granger; 4 сентября 1934, Суонси — 27 мая 2009) — английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2003 «за разработку методов анализа экономических временных рядов с общими трендами». Учился в Ноттингемском университете. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего.

85 Одисеас Алепуделис (псев.: Одисеас Элитис, греч. Οδυσσέας Ελύτης, 2 ноября 1911—18 марта 1996) — греческий поэт. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1979 года, «который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами».

86 Яннис Ритсос (греч. Γιάννης Ρίτσος, 1 мая 1909, Монемвасия — 11 ноября 1990, Афины) — греческий поэт и левый политический активист, участник греческого Сопротивления, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1977). Творческое наследие поэта насчитывает более ста поэтических сборников, девять романов, четыре театральных произведения, переводы, дорожные записки и другие публикации.

87 Ксенофонт Золотас (греч. Ξενοφών Ζολώτας, 26 марта 1904 — 10 июня 2004 года)) — Выдающийся греческий экономист, бывший премьер-министр Греции.

88 Эрик Джон Эрнест Хобсбаум (англ. Eric John Ernest Hobsbawm; 9 июня 1917, Александрия, Египет) — британский историк, наиболее известный работами о «долгом XIX веке» (1789—1914), теоретик и критик национализма. Многолетний член Коммунистической партии Великобритании. Удостоен ордена Кавалеров Почёта. Входил в Историческую группу Коммунистической партии Великобритании.

89 Иаков, архиепископ Америки (греч. Αρχιεπίσκοπος Αμερικής Ιάκωβος 1911—2005), почетный доктор школы Пастырское богословие.

90 Сантьяго Калатрава Вальс (исп. Santiago Calatrava Valls, род. 28 июля 1951) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».

91 Патриа́рх Варфоломе́й I (греч. Πατριάρχης Βαρθολομαίος ο Α', тур. Barfolomey I; в миру — Дими́триос Архонто́нис, греч. Δημήτριος Αρχοντώνης) — епископ Константинопольской православной церкви; с 22 октября 1991 — 232-й Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, предстоятель Константинопольской Православной Церкви.

92 Роберт Джеймс Горлин (англ. Robert James Gorlin родился 11 января 1923 года Хадсон, Нью-Йорк (США) — 29 августа 2006 года Миннеаполис, Миннесота (США)) — профессор и научный сотрудник Университет Миннесоты известный своими пионерскими исследованиями в области черепно-лицевой хирургии.

93 Манолис Глезос (греч. Μανώλης Γλέζος, 9 сентября 1922, Апирантос, остров Наксос) — греческий левый политический деятель, писатель, символ антифашистского движения. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В общей сложности, провёл в заключении за свои убеждения 16 лет; четырежды приговаривался к смертной казни.

94 Ричард Л. Хантер (англ. Richard L. Hunter родился в 1951 году) — Королевский профессор греческого языка Кембриджского университета.

95 Манолис Андроникос (греч. Μανώλης Ανδρόνικος; 23 октября 1919 — 30 марта 1992) — греческий археолог, профессор Университета Аристотеля в Салониках. Манолис Андроник сделал одно из самых важных археологических открытий XX века. В частности, он обнаружил захоронение царя Македонии Филиппа II, в Вергине, что в префектуре Иматия, Греция. Захоронение содержало такие бесценные предметы как золотой ларнак, золотые венки

96 Панайотис Панагиотопулос (греч. Παναγιώτης Παναγιωτόπουλος, международно известный как пан А. Йотопоулос) — Действительный член Академии Европы, профессор строительного факультета Университета Аристотеля в Салониках, автор 19 книг и более 100 научных статей

97 Питер Фицджеральд (англ. Peter Fitzgerald полное имя Питер Госслин Фицджеральд (Peter Gosselin Fitzgerald); родился 20 октября 1960 г., Элгин, Иллинойс) — Член Республиканской партии в США и бывший сенатор от штата Иллинойс (1999—2005). Он завершил аспирантуру, как Ротари Шёлар в Университете Аристотеля в Салониках

98 Манолис Триантафиллидис (греч. Μανόλης Τριανταφυλλίδης; 1883—1959) — ведущий специалист в области народного образования в Греции. Он хорошо известен за его всеобъемлющие труды по грамматике современного греческого языка. Существует институт его имени в университете в Салониках, под эгидой которого в 1998 году был издан большой словарь современного греческого

99 Янна Ангелопулу-Даскалаки (греч. Γιάννα Αγγελοπούλου-Δασκαλάκη, 12 декабря 1955, Ираклион) — греческий политик и бизнес-вумен. Названа журналом «Форбс» одной из самых влиятельных женщин 2004 года. Она была президентом организационного комитета летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах, Греция. Она изучала право в Университете Аристотеля в Салониках.

100 Кристос Яннарас (греч. Χρήστος Γιανναράς; род. 10 апреля 1935, Афины) — видный греческий православный философ, богослов и писатель. Профессор философии Института политических наук и международных исследований (Афины), член Международной академии религиозных исследований, почётный доктор Белградского университета, доктор философских наук университета Сорбонна и духовной школы Университета Аристотеля в Салониках

101 Эммануэль Г. Криарас (греч. Εμμανουήλ Γ. Κριαράς; родился 8 апреля 1906 в Пирее, Аттика, Греция) — греческий лексикограф и филолог, почетный профессор Школы философии Университета Аристотеля в Салониках, практики идеолог демотического греческого языка, его работы охватывают все вопросы, греческого разговорного языка и самой Греции

102 Евангелос Венизелос (греч. Ευάγγελος Βενιζέλος; родился 1 января 1957 года) является греческий политик, бывший министр культуры, ныне министр национальной обороны Греции с октября 2009 года. Он является членом парламента Греции от Всегреческого социалистического движения по первому избирательному району Салоников. Он является профессором конституционного права юридического факультета Университета Аристотеля в Салониках.

103 Василис Вассиликос (греч. Βασίλης Βασιλικός, родился 18 ноября, 1934) — плодовитый греческий писатель и дипломат. Закончил Юридический факультет (тогда это была Юридическая школа) Университета. За свою политическую деятельность после военного переворота 1967 года он был вынужден находиться в изгнании, где провёл семь лет

104 Вассилиос Никополос (греч. Βασίλειος Νικόπουλος; родился в 1942 году в деревне Погонискос, Янина, Греция) — Президент Верховного суда Греции

105 Василис Ангелопулос (греч. Βασίλης Αγγελόπουλος) — американский физик греческого происхождения. Он является специалистом по космической и астрофизической плазмы. Он главный исследователь в космической научной лаборатории Университета Калифорнии. С июля 2007 года он работал на факультете Отделения наук о Земле и космических наук и Института геофизики и планетарной физики при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Ныне глава проекта НАСА 2010 года «Фемида». В 1986 году закончил Факультет физики Университета Аристотеля в Салониках

106 Кристос Сардзетакис (греч. Χρήστος Σαρτζετάκης; родился 1929, Салоники) — греческий юрист, политик, Президент Греции1985—1990 гг.. Выпускник в Юридического факультета Университета Аристотеля в Салониках в 1946 году, и получил ученую степень в 1950 году, после чего он занимался юридической практикой в Салониках. Он был непреклонным, неподатливым государственным обвинителем в громком деле об убийстве левого члена парламента Григориса Ламбракиса, совершенное 22 мая 1963 года в Салониках крайне правыми экстремистами. 9 марта 1985 года он был избран парламентом Греции в качестве президента Греческой Республики на один 5-летний срок, сменив на этом посту Константиноса Караманлиса

107 Вассилиос Скорис (греч. Βασίλειος Σκουρής; 1948) — греческий профессор публичного праваи с 2003 года 10-й (по счёту) президент Европейского суда юстиции (известный как Европейский суд) в Люксембурге. Избран профессором публичного права факультета Университета Аристотеля и дважды занимал пост министра внутренних дел в правительства Гривас (1989) и Симитиса (1996). 7 октября 2003 года был выбран на пост президента Европейского Суда . В 2006 и 2009 этот мандат был продлён

108 Танассис Папаконстаниноу (греч. Θανάσης Παπακωνσταντίνου; 26 апреля 1959 в Тирнавос (греч. Τύρναβος; город в Фессалиии расположен в префектуре Лариса, Греция) — греческий поэт, композитор и певец. Его музыка сочетает в себе несколько стилей: элементы рока, народной и традиционной греческой музыки. Он изучал машиностроение в Университет Аристотеля в Салониках

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Карта Эллады